Описание основной
образовательной программы
МБОУ «Буртасинская
СОШ»
Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Буртасинская СОШ» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155);
3.
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
4.
Порядком
организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 года №1014);
5.
Уставом
МБОУ «Буртасинская СОШ».
Настоящая программа является нормативным документом, содержащим цели, методики, технологии, формы организации образовательного процесса.
Образовательная программа характеризует модель процесса обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритета детских видов деятельности в каждом возрастном периоде. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
В соответствии с ФГОС ДО Основная
программа состоит из двух частей:
обязательной (объем не менее
60% от её общего объема) и вариативной
части, формируемой участниками образовательный отношений (не более 40% от её общего объема)
Основная программа обеспечивает комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
При составлении настоящей Образовательной программы учтено мнение родителей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации,
его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту
видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- В основе реализации Основной программы лежит
культурно-исторический и системно- деятельностный подходы
к развитию ребенка,
являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
•
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
•
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
•
содействие и сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
•
поддержку инициативы детей в различных
видах деятельности;
•
партнерство с семьей;
•
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
•
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
•
возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
•
учёт этнокультурной ситуации развития детей;
•
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МАДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Программа освещает все виды деятельности детей:
§ игровую, коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
§ познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
§ восприятие художественной литературы и фольклора;
§ самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
§ конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
§ изобразительную (рисование, лепка,
аппликация);
§ музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);
§ двигательную (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Структура Основной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный).
Каждый из основных разделов включает обязательную часть (на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы») и части, формируемой участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы, части дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность образовательной организации.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными
особенностями Чувашской Р