Описание основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Буртасинская СОШ»

Описание основной образовательной программы

дошкольного образования

МБОУ «Буртасинская СОШ»

 

Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Буртасинская СОШ» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

1.          Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.          Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155);

3.          СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

4.          Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

5.          Уставом МБОУ «Буртасинская СОШ».

Настоящая программа является нормативным документом, содержащим цели, методики, технологии, формы организации образовательного процесса.

Образовательная программа характеризует модель процесса обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритета детских видов деятельности в каждом возрастном периоде. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

В соответствии с ФГОС ДО Основная программа состоит из двух частей: обязательной (объем не менее 60% от её общего объема) и вариативной части, формируемой участниками образовательный отношений (не более 40% от её общего объема)

Основная программа обеспечивает комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

·  социально-коммуникативное развитие;

·  познавательное развитие;

·  речевое развитие;

·  художественно-эстетическое развитие;

·  физическое развитие.

При составлении настоящей Образовательной программы учтено мнение родителей.

Программа направлена на:

-   создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-   на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

-   В основе реализации Основной программы лежит культурно-исторический и системно- деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

  полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

  индивидуализацию дошкольного образования том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

  партнерство с семьей;

  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  учёт этнокультурной ситуации развития детей;

  обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:

-   социально-коммуникативное развитие;

-   познавательное развитие;

-   речевое развитие;

-   художественно-эстетическое развитие;

-   физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МАДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Программа освещает все виды деятельности детей:

§ игровую,   коммуникативную                      (общение   и   взаимодействие   со       взрослыми                   и сверстниками);

§ познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

§ восприятие художественной литературы и фольклора;

§ самообслуживание и элементарный бытовой труд помещении и на улице);

§ конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

§ изобразительную (рисование, лепка, аппликация);

§ музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

§ двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Структура Основной программы

Основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный).

Каждый из основных разделов включает обязательную часть (на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы») и части, формируемой участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы, части дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность образовательной организации.

Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Чувашской Р