Описание основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Буртасинская СОШ»


Описание образовательной программы ФГОС СОО

Настоящая основная образовательная программа среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП), определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования инаправлена на:

-формирование российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию

-посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;

-создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразногообраза жизни обучающихся;

-сохранение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645).

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы среднего общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

-пояснительную записку;

-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной  программы среднего общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

-программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования, включающую формирование компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебноисследовательской и проектной деятельности;

-программы отдельных учебных предметов, курсов;

-программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

-программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

-учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования является:

-реализация Федерального государственного образовательного стандарта в условиях модернизации современного образования.

-обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

-становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

-обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

Задачи программы

Для достижения целей ООП СОО обозначены следующие педагогические и образовательные задачи:

создание условий для получения общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

осуществление профилизации, индивидуализации и социализации образования, подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению;

организация участия в интеллектуальных и творческих соревнованиях, научного творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

организация сетевого взаимодействия гимназии с социальными партнёрами в процессе реализации ОПП СОО;

выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом, как основы гуманистического мировоззрения;

создания условий для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

Принципы и подходы к формированию ООП СОО

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ, ст. 3).

признание приоритетности образования;

обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Программа соответствует также основным целям среднего общего образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года

№ 273- ФЗ, ст.66, п.3):

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе,

самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

В основе ОПП СОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования на основе познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно- познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая характеристика ООП СОО:

ООП СОО формируется с учѐтом психолого-педагогических особенностей развития обучающихся 16—18 лет.

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет учебно- профессиональная деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения и перехода к практической реализации принципа вариативности образования, раскрывающего реальную возможность выбора каждым обучающимся собственного пути развития на основе жизненных ценностей, мотивов и интересов, личностных особенностей. Учебно- профессиональная деятельность на уровне СОО предполагает:

реализацию стратегии конструирования образовательного процесса на основе анализа социокультурных особенностей образования и особенностей социальной ситуации развития подростка в современном российском обществе;

переход к системе специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, и являющейся основой построения индивидуальной образовательной траектории;

формирование у обучающихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (в гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой деятельности, в бытовой сфере);

завершение программы формирования на данном уровне общего образования идентичности обучающегося, являющейся важнейшей задачей развития старшего подросткового и юношеского возрастов.

ООП СОО МБОУ «Буртасинская СОШ» является основой для: разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в школы;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности школы;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в школы;

организации деятельности работы МС, МО, творческих групп;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников школы.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности МБОУ «Буртасинская СОШ» является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения) (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, сетевые сообщества, школьные спортивные секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

При организации внеурочной деятельности соблюдаются следующие принципы:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого выявляются запросы родителей и обучающихся, соотносятся запросы с кадровым ресурсом, особенностями программы развития.

Принцип преемственности заключается в выборе направления деятельности, которое является продолжением внеурочных форм основной школы.

Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности предполагает реализацию на каждом уровне всех пяти направлений развития личности.

Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности.

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности реализуется во время каникул, выходных дней.