Описание образовательной программы ФГОС СОО
Настоящая основная образовательная программа среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП), определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования инаправлена на:
-формирование российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию
-посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
-создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразногообраза жизни обучающихся;
-сохранение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645).
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы среднего общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования, включающую формирование компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебноисследовательской и проектной деятельности;
-программы отдельных учебных предметов, курсов;
-программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
-программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
-учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Целью реализации основной образовательной
программы среднего общего образования является:
-реализация Федерального государственного образовательного стандарта в условиях модернизации современного образования.
-обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
Задачи программы
Для достижения целей ООП СОО обозначены следующие педагогические и образовательные задачи:
создание условий для получения общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
осуществление профилизации, индивидуализации и социализации образования, подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению;
организация участия в интеллектуальных и творческих соревнованиях, научного творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
организация сетевого взаимодействия гимназии с социальными партнёрами в процессе реализации ОПП СОО;
выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом, как основы гуманистического мировоззрения;
создания условий для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
Принципы и подходы к формированию ООП СОО
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ, ст. 3).
признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Программа соответствует также основным целям среднего общего образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года
№ 273- ФЗ, ст.66, п.3):
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
В основе ОПП СОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования на основе познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно- познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общая характеристика ООП СОО:
ООП СОО формируется с учѐтом психолого-педагогических особенностей развития обучающихся 16—18 лет.
В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет учебно- профессиональная деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения и перехода к практической реализации принципа вариативности образования, раскрывающего реальную возможность выбора каждым обучающимся собственного пути развития на основе жизненных ценностей, мотивов и интересов, личностных особенностей. Учебно- профессиональная деятельность на уровне СОО предполагает:
реализацию стратегии конструирования образовательного процесса на основе анализа социокультурных особенностей образования и особенностей социальной ситуации развития подростка в современном российском обществе;
переход к системе специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, и являющейся основой построения индивидуальной образовательной траектории;
формирование у обучающихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (в гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой деятельности, в бытовой сфере);
завершение программы формирования на данном уровне общего образования идентичности обучающегося, являющейся важнейшей задачей развития старшего подросткового и юношеского возрастов.
ООП СОО МБОУ «Буртасинская СОШ» является основой для: разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, контрольно-измерительных материалов;
организации образовательного процесса в школы;
разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности школы;
построения системы внутреннего мониторинга качества образования в школы;
организации деятельности работы МС, МО, творческих групп;
аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников школы.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности МБОУ «Буртасинская СОШ» является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения) (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645).
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, сетевые сообщества, школьные спортивные секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
При организации внеурочной деятельности соблюдаются следующие принципы:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого выявляются запросы родителей и обучающихся, соотносятся запросы с кадровым ресурсом, особенностями программы развития.
Принцип преемственности заключается в выборе направления деятельности, которое является продолжением внеурочных форм основной школы.
Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности предполагает реализацию на каждом уровне всех пяти направлений развития личности.
Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности.
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
Принцип оптимального
использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной
деятельности. Часть программы внеурочной деятельности реализуется во время каникул,
выходных дней.