Описание основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Буртасинская СОШ» ( по обновленным ФГОС)

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБНОВЛЕННОМУ ФГОС

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Буртасинская средняя общеобразовательная школа»

 

Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буртасинская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики разработана на основе следующих документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021

287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 64101);

-         Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. 1/22) (далее ПООП ООО);

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2 (далее – Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 (далее Санитарно-эпидемиологические требования ).

Программа рассмотрена и принята на педагогическом совете от 31.08.2022 г. протокол №01 и утверждена приказом по школе от 31.08.2022 г. №61-У.

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) определяет цели, принципы формирования, механизмы реализации, планируемые результаты, систему оценки достижения планируемых результатов, содержание и организацию образовательной деятельности.

Настоящая ООП ООО отвечает требованиям Стандарта, обеспечивает преемственность начального общего, основного общего и среднего общего образования, доступность и качество образования для детей с разными образовательными возможностями, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая ООП ООО реализуется на уровне основного общего образования. Нормативный срок реализации настоящей ООП ООО – 5 лет (5-9 классы), а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Буртасинская СОШ» являются:

- становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению);

-                           обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач:

-     обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-     обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

-     обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

-     установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

-     обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

-      взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

-     выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного

образования;

-     организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-     участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

-     включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

-     социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образова- ния, центрами профессиональной работы;

-     сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе разработки ООП ООО лежат следующие принципы и подходы:

-     системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-     признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-     учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

-     разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-    преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во


взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;

-     обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;

-     принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

-     принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение объема учебной нагрузки в соответствие с требованиям действующих санитарных правил и нормативов.

Структура программы ООО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) из перечня, предлагаемого школой.

Образовательные программы основного общего образования реализуются Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.

Настоящая ООП ООО является основой для:

-                организации образовательной деятельности в Учреждении;

-                      разработки нормативов финансового обеспечения  образовательной деятельности Учреждения, формирования муниципального задания для Учреждения;

-                      проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

-                      построения системы внутреннего мониторинга качества образования в Учреждении;

-                      организации деятельности работы школьных методических объединений учителей-предметников (далее ШМО), творческих и рабочих групп; аттестации педагогических работников Учреждения;

-                      организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников Учреждения.

ООП ООО содержит документы, развивающие и детализирующие положения и требования, определенные во ФГОС ООО:

-                      рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

-                                                                 программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

-                рабочую программу воспитания;

-                программу коррекционной работы;

-                учебный план;

-                план внеурочной деятельности;

-                календарный учебный график;

-                календарный план воспитательной работы;

-                характеристику условий реализации программы основного общего образования в соответствии с  требованиями ФГОС.